обо мне  


 
ЭТИ СУРОВЫЕ САНТИМЕТРЫ
 
Сначала я увидел девчонку С тонкой шеей, с коротко остриженными волосами. Уста-яо прислонившись к деревян-ной стойке, она отдыхала. В старом ватнике, в синей затре-панной юбке, в грубых ботин-ках и простых чулках, она ка-«алась нездешней и вызывала щемящее чувство тревоги. Девчонка из военного, сорок первого года...
Потом зажегся яркий свет, вырисовал все детали куреня;
накопченную русскую печь, медный чайник, окно с капля-ми дождя на стеклах, красный угол с иконами и железную кровать. На ней под лоскут-ным деревенским одеялом ме-тался в жару старик, бессвяз-ио говорил что-то, а девчонке прикладывала мокрую тряпку к его пылающему лбу. И много, много раз гасли и вновь зажи-гались юпитеры, а старик и девчонка все искали нужные жесты, взгляд, поворот головы, интонацию речи. И замерли и осветители, и гримеры, и ра-бочие, когда дед Тимофей, разведчик, стал говорить со своей радисткой Женей. С не-обыкновенной силой звучал »го голос;
— Мово сына уводили на расстрел, душа плакала, а умст-венная скорлупа .ее держала. И я лаже к глазам, к зрению своему душу не подпустил. Смотрел, как сына родного, кровинку мою, палили, скру-чивали, воло'кл'и. И я говорю;
«Не знаю, кто таков». Вот как было, Женюшка...
Все это ?. уамдая,»--»»1».<»Ню-не Свердловской киностудии, где по заказу Центрального телевидения режиссер Яро-полк Лапшин снимает цветной двухсерийный художествен-ный фильм «Восемь сантимет-ров»,
Многие читатели, наверное, помнят суровые и правдивые строки воспоминаний радист-ки-разведчицы Евдоким Мухи-ной «Восемь сантиметров», опубликованных в нескольких номерах журнала «Новый мир» за 1972—1973 годы. Эта удиви-тельная женщина, санитарка сухумской больницы, в ночные часы дежурства писала свои записки э войне. Ей не испол-нилось семнадцати, когда она пошла в армию. Будущая ра-дистка-разведчица уезжала из дома тайком, не попрощав-шись с родителями, не имея даже права сказать кому-ни-будь правду о том, что запи-салась добровольцем. Ей вы-пала судьба, полная опасно-стей и лишений, смертельного риска. И Дуся Мухина (в де-•.ичестве Мельникова) выдер-жала все испытания, дожила до победы, сохранила и опти-мизм, и нежность души, и да-же подросла на восемь санти-метров за долгие месяцы су-ровых испытаний. Отсюда м название ее записок.
Сценарий фильма создал ма-вестный сценарист Григорий

— Жизненность, правди-вость и достоверность драма-тургического материала при-влекают меня в новой рабо-те, — рассказывает режиссер Ярополк Лапшин. — Но есть у нас одно принципиальное раз-ногласие со сценаристом Гри-горием Колтуновым, и возник-ло оно после знакомства с Ев-докией Афанасьевной Мухи-ной. Судьбу ее вы знаете, ей сейчас пятьдесят лет. Но нет у нее ни единого седого воло-са, ни морщинки, пока не улыбнется. А какая жизнь! Помните ее неудачный ночной прыжок к партизанам? Не-сколько часов ома висела со сломанной ногой на стропах парашюта на дереве. Едва пар-тизаны выручили ее, началась фашистская облава. И она шла ' по лесу на костылях десятки километров, в кровь сбивая руки.., Словом, это настоящий русский характер, и человек обаятельный, справедливый, добрый, скромный. Она ведь и боевые награды только пос-ле войны получила. Теперь Му-хина и депутат, и член Прези-диума Верховного Совета Аб-хазской АССР. У нее и средне-го образования нет, а сколько природного ума и такта ду-шевного, деликатности!
После встречи и решил я нарушить принцип художест-венного кино, рискуя стройно-стью сюжета картины и на-пряженностью действия. Я по-считал нужным ввести в фильм сегодняшнюю Мухину, снять его как воспоминание-рассказ о ее собственной жизни. Ко-нечно, сценарист не согласен:
неизвестно, что получится. Но мне хочется показать, почему семнадцатилетняя девчонка в сорок первом году пошла на смергельно опасную работу, не ожидая наград, не зная даже точно, что ждет впереди и что даст ее работа. И пока-зать с позиций сегодняшнего дня, что же принесла победа и таким людям, и всем нам.
Но, конечно, картину бу-дут делать профессиональные актеры. Долго мы искали чело-века на роль деда Тимофея, наставника и начальника ради-стки Жени в тылу врага. Это очень колоритный, самобыт-ный и глубоко народный ге-рой. Борис Андреев и лепит образ могучего русского чело-века, беспредельно преданно-го Роди*1вг
На той же кровати, где толь-ко что метался в жару суро-вый дед, мы сидим с Борисом Федоровичем Андреевым и мирно говорим о его работе. И каждого героя он вспоми-нает как реально жившего че-ловека с его характером, при-вычками, склонностями. Ну, а новый герой?
— Такой роли,— говорит Борис Андреев, — ждешь де-сять лет. Мне образ деда бес-конечно дорог своими народ-ными истоками. Едешь порой в поезде мимо простых дере-вянных домиков, кажется: ну

репная жизнь, какие конфлик-ты? А проникнешь глубоко в этот мир и увидишь человека. Человека сильного, чистого, удивительно щедрого. Прикос-нешься к нему — и точно сама земля-матушка породнится с тобой. Я такого характера в кино еще не видел, и эта пер-вотропность волнует больше всего. Ох, как хочется, чтобы деда моего полюбили! Но удастся ли явить этот образ, хватит ли сил души? Роль эта будет моей поверкой, челове-ческой и художнической...
И в заключение об Ирине Гришиной, играющей главную героиню Ира * заканчивает Свердловское театральное училище, но это ее вторая ра-бота в кино.
Может быть, читатели пом-нят картину режисс&ра Павла Любимова «Свой парень»? Она сыграла там тоже главную роль — роль заводской дев-чонки. «своего парня», Карти-ну критики ругали, но в адрес Ирины были сказаны добрые слова
Сейчас она живет жизнью разведчицы Жени. Банальная фраза, но точнее не скажешь, Она влюблена в Мухину, она так боится «не быть похожей» на нее1 В Сухуми снимали эпизоды в военкомате, в том самом подлинном здании, от-куда уходила в армию Дуся Мельникова. И, наблюдая акт-рису, может быть, по давней привычке разведчицы, Мухина асе ободряла Ирину: «Глав-
1-к/с, •че ЮрЯИСЯ».
На съемках Ирина и трудит-ся, и, случается, страдает по-настоящему, и радуется этому сказочно прекрасному, но су-ровому, а порой и жестокому миру кино. То заслушается мо-нологами Бориса Андреева, то вспомнит, как вчера во сне за ней гонялись фашисты. Она рассказала мне, как училась гасить стропы парашюта, как выпрыгивала из ка-бины само-лета на.. землю и каждый раз валилась с ног, и тяжелый груз обрушивался на нее. Когда-то Ира занималась на курсах ра-дистов; папа хотел, чтобы она поступила в институт связи. Как пригодились ей -на съем-ках навыки работы радиста!
А совсем недавно Ирина прибежала со съемок в костю-ме разведчицы Жени в обще-житие училище но свадьбу-своих однокурсников. Какой же эффект произвела та дев-чонка из 41-го в кругу подруг Ирины!
Вот так увлеченно, забывая об отдыхе и сне, радуясь и споря, ссорясь и мирясь, сни-мают здесь картину «Восемь сантиметров».
Фильм выйдет к 30-летию Победы. И так хочется, чтобы встреча с его героями стала радостной, волнующей и запо-минающейся для всех нас!
И. БЕЛЬДИНСКИЙ,
наш спец. корр. гвголппягм

 

 



 
 


ПОДВИГ РАЗВЕДЧИЦЫ

КИНОДЕБЮТ МОЛОДОЙ РЯЗАНКИ

ПЕРВАЯ РОЛЬ ИРИНЫ ГРИШИНОЙ

НА НАШИХ ГЛАЗАХ

КЕШКА., ЖИГАН И ДРУГИЕ



Hosted by uCoz